top of page
  • Фото автораVoilà Mahalla

Управление рисками коррупции в Узбекистане

Обновлено: 8 авг. 2022 г.

В мае 2022 года было принято Постановление Президента Узбекистана «О мерах по совершенствованию механизмов устранения коррупционных рисков в области государственного управления и расширению участия общественности в данной сфере».


С 1 сентября 2022 года в полном объеме вероятно будет запущен проект «Е-антикоррупция», предусматривающий (1) обязательное выявление и оценку коррупционных рисков в деятельности госорганов и госпредприятий, (2) формирование и ведение Электронного реестра отношений, подверженных коррупции, и (3) устранение коррупционных рисков путем совершенствования актов законодательства, сокращения человеческого фактора, цифровизации соответствующих процедур и функций, обеспечения прозрачности, установления общественного контроля.


Это во многом соответствует рекомендациям от Всемирного Банка и других международных структур. Voilà Mahalla публикует информацию из презентации ВБ от 2022 по Управление рисками коррупции (УРК) в Узбекистане.


Voilà Mahalla будет продолжать освещать тему УРК, борьбы с коррупцией в Узбекистане, действиями и возможным бездействием Агентства по противодействию коррупции.


Также будут обсуждаться возможные механизмы и подходы по борьбе с коррупцией, которые законопослушное гражданское общество Узбекистана может использовать в условиях высокой вероятности репрессий в случае раскрытия достоверных подозрений в нарушении законов и нормативных актов со стороны государственных чиновников Узбекистана.


Конвенция ООН. Советы ОЭСР. Передовой опыт Южной Кореи, Франции, Малайзии и Гонконга. Возможные дальнейшие шаги для Узбекистана

На основе презентации ВБ для Узбекистана



Конвенция ООН против Коррупции.


ВБ рассматривает коррупцию с точки зрения Конвенции ООН против коррупции, Узбекистан присоединился к конвенции в 2008 году. Также рассматриваются нарушения этики и добросовестности (конфликт интересов, подарки, несовместимость, работа после увольнения, правила поведения)


Конвенция ООН против коррупции предполагает, что каждое государство-участник (ст 9.2.d) принимает эффективные и действенные системы управления рисками и внутреннего контроля, (ст 10с), публикует информацию, которая может включать периодические отчеты об опасностях коррупции в публичной администрации и (ст 7.1.d) способствуют осуществлению образовательных и учебных программ для госслужащих о рисках коррупции присущих выполнению их функций.



Определения.

  • Коррупционный риск - вероятность совершения коррупционного правонарушения или нарушения честности и неподкупности, которые негативно повлияют на достижение поставленных целей.

  • Фактор коррупционного риска - обстоятельство, которое может побудить, вызвать или допустить коррупционное правонарушение или нарушение честности и неподкупности.

  • Оценка коррупционного риска - инструмент для выявления слабых мест, которые создают возможности для коррупции или нарушения честности и неподкупности.

  • Управление коррупционными рисками - система мер по выявлению, анализу коррупционных рисков, разработке контрмер по снижению рисков, реализации этих мер и оценке их эффективности.



Рекомендация ОЭСР по борьбе с коррупцией.


Применять внутренний контроль и управление рисками для обеспечения добросовестности в госсекторе, через обеспечение стратегического подхода, включающего оценку рисков для общества, устранение недостатков контроля, и создание эффективного механизма мониторинга и обеспечения качества системы управления рисками.


Нужна контрольная среда с четкими целями, демонстрирующие приверженность руководителей к открытости и ценностям честной госслужбы, и которая обеспечивает разумный уровень уверенности в эффективности, результативности и соблюдении законов и правил госорганизаций.


Необходим контроль с четкими процедурами реагирования на достоверные подозрения в нарушении законов и нормативных актов, а также облегчение представления информации компетентным органам без страха репрессий.



Опыт Южной Кореи: Оценка инициативы по борьбе с коррупцией (AIA).


AIA - это инструмент предупреждения коррупции, разработанный Комиссией по борьбе с коррупцией и гражданским правам (ACRC) Республики Корея.


Ежегодно с 2002 года распространяет передовой опыт в госсекторе в рамках борьбы с коррупцией, а также поощряет каждую госорганизацию прилагать усилия для повышения честности и неподкупности.


Охватывает 600+ организаций; измеряет внешнюю добросовестность (пользователи государственных услуг), внутреннюю добросовестность (внутренние сотрудники), оценку потребителей политики (эксперты и заинтересованные стороны); делает опросы.



Опыт Франции: Руководство Агентства по борьбе с коррупцией для Госсектора за 2020 год.


Составляется карта коррупционных рисков для антикоррупционной программы и далее для определения других мер по предупреждению и выявлению коррупции. Выявляются, оцениваются и ранжируются конкретные коррупционные риски в каждой организации.


Картирование рисков состоит из регулярно обновляемой документации, предназначенной для того, чтобы организация знала о своих коррупционных рисках.


Является результатом детального анализа процессов организации. Далее создаются примеры сценариев риска для каждой организации.


Опыт Малайзии: Управление коррупционными рисками и противодействию коррупции (ПК).


Есть национальный план действий по ПК, организационные планы по ПК во всех министерствах, правительственных ведомствах и агентствах. В организациях есть подразделения целостности. Структура подразделения целостности и минимальная численность персонала зависят от рейтинга риска. Рейтинг составляется Малазийской комиссией по борьбе с коррупцией на основе всестороннего анализа.


Руководство по разработке организационного плана действий по ПК, составляется Национальным центром управления, честности и борьбы с коррупцией при Премьер-министре. Руководство по управлению добросовестностью подразделений добросовестности в государственных учреждениях, издается Малайзийской комиссией по ПК.


Опыт Гонконга: секторальные обзоры


Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (ICAC) готовит тематические исследования на основе прошлых расследований и анализа, выявляет коррупционные риски в секторах и операциях.

Контрольные списки по предотвращению коррупции/Красные флажки (примеры):

  • Управление недвижимостью

  • Наем строительных рабочих

  • Руководство для страховых компаний

  • Руководство для поставщиков медицинских услуг



Основные выводы.


Управление рисками коррупции (УРК) - это сложная техническая процедура, требующая надежной методологии с шаблонами и ясное руководство. Обязательные требования к проведению УРК, должны быть подкреплены четкими функциями, ресурсами и наращиванием потенциала для Агентства. Необходимо постепенное распространение УРК на госорганы. Существует высокий риск применения УРК лишь «для галочки». Институциональная экспертиза является ключевой задачей. Нужные внешние эксперты или смешанные команды с участием Агентства и специалистов-практиков из частного сектора.


Необходим целостный и непрерывный подход: оценка риска – план корректирующих действий – мониторинг и оценка – внешняя коммуникация, вовлечение заинтересованных сторон – наращивание потенциала.



Вероятные дальнейшие шаги для Узбекистана и Агентства в частности.


  • Обзор национального законодательства и существующей зарубежной практики

  • Концепция УРК: ключевые понятия, подход к управлению рисками (национальный, отраслевой, институциональный), субъекты УРК и стратегия реализации

  • Поправки в законодательство (Закон о противодействии коррупции, постановления правительства)

  • Методология для институциональных оценок риска, шаблоны, примеры коррупционных рисков

  • Методология для УРК для государственных предприятий и организаций частного сектора

  • Пилотный проект оценки коррупционного риска в государственных агентствах и государственных предприятиях


Disclaimer: Перевод и адаптация не подготовлены самим Всемирным Банком, ВБ не несёт за них ответственность.




12 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page