Voilà Mahalla
Госуслуги, пенсии и бедность в Узбекистане
Voilà Mahalla кратко и просто рассказывает про текущее состояние системы государственных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Настоящее гражданское общество помогает в реальном влиянии на государство с целью предоставления качественных и всеохватывающих услуг бесплатного образования и здравоохранения, которые во многом отсутствуют в Узбекистане, и помогают достичь более более широкого и качественного охвата системой социальной защиты.
Disclamer: Представленная интерпретация статистики, выкладок и информации из докладов подготовлена авторами Voilà Mahalla и никак не связанна с авторами докладов. ВБ, ЦЭИР, АБР и ПРООН не несут ответственность за представленную интерпретацию.
Несмотря на низкий уровень экономического развития, Узбекистан имеет относительно хорошую комплексную систему общественных услуг и социальной защиты, частично оставшейся в наследство от советской системы.
Но охват высшим образованием (16% в 2021) остается одним из самых низких в регионе, дошкольным образованием были охвачены лишь 29% детей в 2017 (при 60% в Казахстане и 85% в РФ).
Охват начальным и средним образованием является стопроцентным, по крайне мере официально, однако имеются данные об очень низком качестве услуг, особенно в сельских школах.
Также, несмотря на относительно высокий охват, государственная система здравоохранения фактически во многих аспектах стала платной, что особенно критично для бедных пациентов.
Респонденты указывают, что их беспокоит вопрос качества образования для детей и его доступность.
Также, ввиду фактического отсутствия полноценной государственной системы здравоохранения, 8% граждан не могут пользоваться ее услугами, 46% занимаются самолечением вместо обращения к врачам, большая часть бедных граждан указывали, что они не могут получать необходимую им медицинскую помощь, ввиду отсутствия бесплатной медицины и отсутствия денег на платную (опрос 2019 года).
Базовый пакет услуг здравоохранения не покрывает затраты на лекарства амбулаторных пациентов, например, лекарства от давления, которые помогли бы избежать серьезных проблем со здоровьем и снизить зависимость от системы здравоохранения. Также не покрываются затраты на услуги больничного звена здравоохранения.
Госконтроль над стоимостью коммунальных услуг создает проблемы справедливого и эффективного использования ресурсов, и для инвестиций частным сектором для повышения качества услуг.
Тарифы ниже рыночных приводят к огромным фискальным субсидиям (косвенным или явным) а также хроническому недофинансированию инфраструктуры, ее обветшанию и уничтожению.
Но субсидирование коммунальных услуг приносит значительные выгоды экономике благодаря низкой стоимости оплаты услуг. Повышение тарифов без принятия мер по смягчению последствий для бедного населения может также привести к росту бедности, поскольку бедное население тратит большую часть своего бюджета на оплату тарифов.
Согласно опросам, либерализация тарифов на коммунальные услуги остается очень непопулярной мерой, если будет проходить без субсидий бедным.
Система социальной защиты в Узбекистане
Основание системы социальной защиты в Узбекистане составляет комбинация денежных пособий, финансируемых за счет налоговых поступлений и страхования. Согласно официальной статистике, пенсии составляют 82,6% социальных трансфертов, социальные пособия - 13,3%, и стипендии - 4,1%.
Программы соцстрахования имеют самый большой охват, особенно накопительные пенсии, в то время как программы соцпомощи (пособия) являются основными формами поддержки бедного населения.
Пенсии — второй по значимости источник дохода в Узбекистане (после дохода в виде заработных плат). На них приходится около 83% всех трансфертов и от 16 до 18% доходов домохозяйств. Тем не менее охват пенсиями низок, ввиду ряда причин.
Несмотря на то, что размер пенсионного дохода определяется по относительно плоской шкале в плане распределения доходов, финансирование пенсий зависит от трудового стажа пенсионеров.
Ввиду распространения неформальной занятости, преобладания сельскохозяйственных доходов, узкого диапазона рабочих мест с оплачиваемой занятостью и в целом низких доходов населения, охват пенсиями в Узбекистане остается низким.
Охват социальных пенсий, т.е. пособий гражданам с недостаточным трудовым вкладом и пенсионными отчислениями для получения накопительной пенсии также оставался узким.
Только лица, не имевшие членов семьи, которые могут поддерживать их финансово, имеют право на получение социальной пенсии.
Однако, пенсии, гарантированные и финансируемые правительством, предназначенные для пожилых, овдовевших супругов и лицам с инвалидностью, являются мощным инструментом недопущения крайней бедности в Узбекистане.
В Узбекистане структурная реформа солидарной системы путем внедрения универсальной государственной пенсии или надбавки к формуле страховой пенсии может заменить имеющиеся социальные пособия для граждан, не имеющих стажа, а также решить проблему дефицита средств пенсионного фонда, появившуюся в результате налоговой реформы.
Для решения имеющихся в Узбекистане затруднений, и проблем в процессе преобразований, решающую роль будет играть создание более сильной системы социальной защиты и акцент на нужды бедного населения.
Уроки, вынесенные в других странах, осуществивших трансформацию, показывают, что даже самые эффективные реформы могут наткнуться на сопротивление, связанное с ущербом, наносимым несправедливостью и неудовлетворенность.
Ранние инвестиции в меры по усилению системы социальной защиты, наряду с существованием здорового и инклюзивного рынка труда, играют важную роль в обеспечении того, чтобы переходный процесс не был несправедливым и не становился причиной социального недовольства.
Новая система социальной защиты будет наиболее эффективной в случае, если она используется для непосредственного распределения социальной поддержки с учетом влияния реформ на благополучие бедных жителей, и стимулирования создания рабочих мест, способствующих сокращению бедности.