top of page
  • Фото автораVoilà Mahalla

Государство как помощник граждан в Узбекистане

Обновлено: 9 авг. 2022 г.

Как сильное гражданское общество приводит к экономическому росту. Риски коррупции и олигархата в РУз. Почему важна отмена барьеров для ННО и независимых СМИ.


На основе доклада ВБ про РУз: «Вторая систематическая диагностика страны»

Toward a Prosperous and Inclusive Future : The Second Systematic Country Diagnostic for Uzbekistan : На Пути к Процветающему и Инклюзивному Будущему : Вторая Систематическая Диагностика Страны за Узбекистан (Russian). Washington, D.C. : World Bank Group


Voilà Mahalla выкладывает информацию из доклада Всемирного Банка от 2022 года, подчеркивая важность развития гражданского общества в Узбекистане для устойчивого и инклюзивного экономического роста. Развитие независимых СМИ, ННО, местного самоуправления и локальной демократии поможет в преодолении рисков связанных с захватом власти олигархатом, сворачивании реформ и остановке экономического роста.

В докладе Всемирного Банка описываются успехи в улучшении реагирования государственного сектора на нужды граждан в 2017-2021 годах.


Среди них открытие виртуальных приемных и платформ для обсуждения нормативных актов и получения обратной связи, меры по повышению осведомленности о госбюджете и вовлечению граждан в формирование местных бюджетов.


Но местные органы самоуправления (Махалли) могут усилить привлечение граждан в процессы разработки и исполнения госбюджетов. Махали неэффективносто работают с группами сельского населения, женщин, лиц с инвалидностью или молодежи. Сотрудники часто некомпетентны в вопросах неприкосновенности частной жизни.


Невовлечение граждан в локальное управление снижает устойчивость перед разными бедствиями.


Риск захвата власти корыстными интересами олигархов должен дойти до максимума к 2025 году. Уровень рисков по созданию олигархата и его препятствию дальнейшим реформам в Узбекистане является высоким, в том числе в связи с процессами приватизации земель и госпредприятий.


Предоставление специальных, непрозрачных льгот становится важнейшим каналом захвата государства в Узбекистане. Обладающий связями может договариваться через решения президента, кабинета или министров об исключении из налоговых и таможенных требований, льготном доступе к ресурсам или даже создании новых барьеров для конкурентов.


Многие договоренности достигаются секретно и не публикуются. Полное раскрытие информации об этих договоренностях возможно, как через госреформы так и через развитие независимых СМИ и ННО.


Коррупция в Узбекистане вероятно глубоко укоренилась в обществе, в здравоохранении и образовании, в правоохранительных органах, судебной системе, в системе социального страхования, банках, налоговых органах, таможенных органах и в хокимиятах.


Низкие зарплаты на государственной службе и тесные связи между нарушителями и правоохранителями чаще всего упоминались как основные движущие силы коррупции.


Коррупционные связи в правоохранительных, таможенных и налоговых органах, а также непрозрачность системы госзакупок вероятно приводит к росту коррупционных доходов госработников через систему подконтрольных бизнесов.


На словах сокращение коррупции является важным приоритетом в повестке административных реформ, фактическое положение вероятно сильно отличается от деклараций.


Необходима реализация стратегии нетерпимости к коррупции для гос учреждений с высоким уровнем риска: Органов правопорядка, инспекции, налоговые, и таможенные органы. Нужна реализация стандартов борьбы с отмыванием денег ФАТФ и разработка этического кодекса государственной службы, включая меры защиты госслужащих, сообщающих о нарушениях.


Voilà Mahalla нацелена на освещение методов повышения эффективности антикоррупционных мер в том числе и через развитие ННО, гражданского активизма и независимых СМИ в рамках формирования гражданского общества.


Но регулирование ограничивает формирование гражданского общества, лишая возможности общества толкать улучшение госуправление и продвигать необходимые реформы на местах, усиливая голос всех слоев и социальных групп.


Несмотря на наличие в Узбекистане 9,200 зарегистрированных ННО, большинство из них это зависимые квази-государственные организации.

Блокируется регистрация и нормальная работа независимых ННО любого характера.


Ведется работа по пересмотру устаревшего законодательства, ограничивающего работу институтов гражданского общества, сокращение барьеров для независимых ННО снизит трансформационные риски, с которыми Узбекистан столкнется на следующем этапе реформ, если они успешно продолжатся, а не будут внезапно свернуты как это показалось ряду экспертов в 2021-2022.


Действовавшая ранее строгая цензура во многом отменена. Достигнуты успехи в расширении свобод прессы и отменен запрет ряда международных СМИ. Проведение расследований начало усиливать подотчетность правительства, начали освящаться нарушения официальных лиц.


Несмотря на эти успехи, свобода прессы в стране до сих пор ограничена. Ответственность государства за расширение свободы прессы и усиление права на информацию еще низка.


Как и с ННО, есть барьеры на регистрацию и деятельность независимых медиа и журналистов. Возросла опасность преследований за клевету и оскорбления, в т.ч. после расследований случаев вероятной коррупции. Гарантированный доступ к официальной информации не обеспечивается, мешая повышению прозрачности и подотчетности.


Для повышения доверия к гос институтам и эффективного госуправления нужно усиливать ответственность госорганов. Гражданское общество обеспечивает развитие эффективных, прозрачных и надежных общественных услуг приводя к экономическому росту. Самый важный момент - это возможность усиления всех аспектов на уровне местных сообществ и низовых инициатив.


Гиперцентрализованная административная модель РУз создает малые стимулы для того, чтобы официальные лица реагировали на локальные потребности и обратную связь от граждан.


Расширение роли граждан и использование обратной связи от них при оценке качества работы официальных лиц государства способствует улучшению показателей, качеству госуправления и повышает поддержку реформ населением.


Узбекистан отстает в развитии подотчетности государства и уровне доверия к нему. Недавние реформы направлены на финансовую прозрачность, сокращение коррупции, активизацию граждан, расширение свобод прессы, совершенствование судебных и правоохранительных органов. Результаты значительны, но только из-за очень плохого исходного положения.


Реформы направленные на развитие гражданского общества, ответственности местных органов власти, затормозились.


Доля госзакупок выше 29% ВВП (средние значение по ОЭСР - 12%), предпринимались усилия по улучшению системы госзакупок (цифровизация и модернизация), но сфера вероятно сильна коррумпирована. Необходимо повышение прозрачности информации и усиление надзора, в том числе и со стороны гражданского общества.


Выводы.


Граждане Узбекистана традиционно доверяют сильным государственным институтам. Благодаря этому можно перестроить роль, которую государство играет в вопросе изменения облика экономики, ориентировав ее на поддержку граждан и фирм.


Экономический рост ограничиваются сложностью и фрагментированностью правовой базы, институциональной фрагментацией, чрезмерной централизацией процессов принятия решений, а также недостаточной подотчетностью государства и недостаточным вовлечением граждан.


Необходима децентрализация процессов и усиление подотчетности перед населением, чтобы все регионы и слои могли воспользоваться имеющимися у них преимуществами.


42 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page